Павел Богомолов: «Мир держится на любви»
Наш корреспондент побывал в гостях у известного в нашей республике скульптора, члена Союза художников России, почетного гражданина Горно-Алтайска,
Наш корреспондент побывал в гостях у известного в нашей республике скульптора, члена Союза художников России, почетного гражданина
Горно-Алтайска, почетного настоятеля Свято-Макариевского храма
Павла Ивановича Богомолова в канун его 80-летия.
Поэзия в камне
О Павле Богомолове, конечно, много слышала, но не была знакома лично. Ранее я видела Павла Ивановича в храме издалека и на фото: всегда обращал на себя внимание его строгий и проницательный взгляд. Когда зашла в калитку, навстречу вышел красивый пожилой человек в клетчатой рубашке. Приветливо улыбаясь, пригласил в дом.
Мы прошли через мастерскую, небольшую, но светлую, с высокими потолками. Хозяин дома объяснил, что сейчас почти все его работы, а также работы супруги вывезены на выставку (сегодня она уже действует в Национальном музее). В мастерской остало лишь несколько. Вот, например, композиция Галины Махринской: мать несет младенца в одной руке, другой держит за ручку дочь, рядом еще трое малышей, а на заднем плане – раскидистая сосна. Дальше включается уже мое воображение, и я вижу зеленую траву, голубое небо, солнце, чувствую дуновение ветра, слышу детский лепет… Гармония природы, красота материнства, идиллия Творца. «Это поэзия в камне», – подумала я.
Потом мы расположились в просторной кухне за деревянным, сделанным руками отца Павла столом, и началась наша неспешная беседа.
Жили как одна семья
Родился Павел Иванович 30 ноября 1944 года в селе Красный Флот. Как пояснил мастер, это название советское, а раньше село называлось Богомолово.
Он вышел из простой крестьянской семьи. Его дед прошел Первую мировую войну, при этом был человеком мирным, как сейчас говорят – пацифистом.
– Мать спрашивала его: «Ты четыре года в окопах просидел. В людей стрелял?» А он отвечал, что стрелял в сторону противника не глядя, куда пуля полетит. «Если Богу угодно, в кого-то попадало или не попадало. Вот в меня не попало», – говорил дед. Он и в жизни был таким – по-христиански жалостливым и милосердным, – рассказывает Павел Богомолов.
Павел был еще маленьким, когда мать уехала восстанавливать Донбасс, перенесший в годы Великой Отечественной войны огромные разрушения. В 1950-м мама забрала сына в город Снежное Донецкой области, там он пошел в школу. У него было обычное для тех времен озорное детство, которое наш собеседник вспоминает с улыбкой:
– Да, были голод и нищета кругом, но дети этого не чувствуют, когда есть семья и любовь.
По словам отца Павла, в то трудное послевоенное время люди жили как одна семья – дружно и сплоченно, помогали друг другу, не сетовали на лишения и радовались малому.
Вспоминая те годы, он отмечает, что в грустные и радостные минуты народ был един. В праздники вся улица собиралась за одним столом, люди несли разную снедь, кто что может. Сидеть могли до поздней ночи – пели, беседовали, веселились.
С горечью в голосе отец Павел говорит, что сегодня каждый сам по себе, а радость живого общения нам заменил интернет.
Соль земли
Однажды мама будущего скульптора прочитала объявление об открытии набора в Киевскую художественную школу, решила: надо поступать. Государство брало на себя все затраты по обучению и обеспечению. Так 12-летним мальчишкой он приехал в столицу Украинской ССР, где его ждал новый этап жизни. Павел учился, взрослел, приобретал новых друзей, погружался в мир искусства.
– Отец еще одного друга, Богдана Лысенко, ставшего впоследствии крестным моей дочери, был известным скульптором, автором знаковых памятников, в том числе Щорсу, «Бабий Яр» и других. Вот в такой среде я оказался, – продолжает Павел Иванович.
Он с благодарностью вспоминает своих наставников, с которыми повезло и в школе, и в институте, да и вообще по жизни ему попадалось много добрых и отзывчивых людей. Кто-то из них поддерживал делами, кто-то – просто мудрыми словами.
К концу обучения в худшколе Павел Богомолов задумался о своем дальнейшем пути, были даже мысли стать геологом. Он посещал туристический кружок, любил походы, единение с природой. Как-то вместе с другими выпускниками обратился к молодому педагогу Евгению Семенову с вопросом: а стоит ли продолжать заниматься искусством, вторым Микеланджело или Роденом все равно стать не получится? Ответ учителя прогнал все сомнения: «На пустом месте гении не рождаются. Чтобы появился Микеланджело, нужна соответствующая среда, которую создаете вы сами».
Павел Иванович добавляет, что связь со многими друзьями, сначала по школе и Киевскому государственному художественному институту, куда он поступил после армии, сохранилась на всю жизнь.
Вернувшись со срочной службы, тогда она длилась три года, стал студентом скульптурного факультета, где встретился с друзьями, с которыми учился ранее.
Мастер вспоминает:
– На весь факультет было всего 40 студентов, при этом у нас был самый большой курс – 11 человек. На одного студента приходилось минимум по одному профессору. Представляете, какое было у нас обучение!
Связанные творчеством и судьбой
Об учебе Павел Иванович готов говорить долго. А мне так хотелось узнать больше об их союзе с Галиной Махринской. Говорят, это была удивительно красивая пара…
Отец Павел признается, что обратил внимание на будущую жену еще когда учился в художественной школе, но судьбоносная встреча состоялась позже.
Галина Махринская уже работала как скульптор, в то время как Павел Богомолов еще учился в институте. Однажды, работая над пятиметровой скульптурой, она обратилась за помощью к студентам-однокурсникам, в их числе был и Павел Иванович. Ребятам предстояла черновая работа – правильно накидать глину для скульпторы. Работа была оплачиваемая, поэтому студенты не стали отказываться от «халтурки». За четыре дня дело было сделано. Довольные результатом, парни поехали отдыхать на Десну.
– Только мы обустроились, день провели, вечером у костра посидели… Утром меня кто-то будит, открываю глаза – стоит мама Иры, жены моего друга Богдана, и говорит: «Там Галка плачет, поезжайте, спасайте». Оказалось, у скульптуры отвалилась нижняя часть, так называемая юбка. Ну что делать, совесть же есть, собрались и поехали обратно, – рассказывает мастер.
Работу переделали, а дальше между Павлом Ивановичем и Галиной Павловой завязались отношения, переросшие в нечто большее…
Они прожили вместе 34 года. Вместе работали, творили. Свой трудовой путь супруги начинали на Украинской земле, а потом продолжили на Алтайской…
Вторая родина
Жизнь семьи молодых скульпторов в Киеве выглядела стабильной. Супруги работали на Киевском художественном комбинате, были востребованными и перспективными специалистами. Хотя и строили планы, думая переехать куда-нибудь поближе к природе, но особо не спешили. Потом случилась авария на Чернобыльской АЭС, изменившая все. В 1986 году семья перебралась в Горный Алтай. Пришлось от многого отказаться ради новой неизвестной жизни. У Галины Павловны в Горно-Алтайске жила тетя, а там, где есть родственники, обосноваться проще и легче.
– Я подумал: руки у меня есть, зубило тоже – не пропадем, – рассказывает Павел Иванович.
Он добавляет, что многие друзья и знакомые удивлялись такому выбору: что делать в этой Сибири? Туда раньше ссылали на каторгу! Но в итоге на Алтайской земле семья обрела вторую родину.
Когда семья скульпторов прибыла в наши края, Павел Богомолов пришел на прием к руководителю Горно-Алтайской автономной области Михаилу Карамаеву:
– Казалось бы, человек, далекий от искусства, партийный функционер, а с каким вниманием и интересом он рассматривал фото наших работ! Некоторые образцы Галиного творчества были подписаны строчками из стихов Анны Ахматовой (без указания автора), и Михаил Васильевич безошибочно определил это.
На вопрос, какой была первая работа, выполненная скульптором в Горном Алтае, Павел Иванович ответил: бюст М.И. Калинина возле областной библиотеки. В начале 1990-х, когда политический строй в стране изменился, бюст сняли. Зато вскоре, в 1993-м, на территории главной библиотеки республики появился бюст алтайского классика литературы Лазаря Кокышева, установленный в честь его 60-летия. Автором монумента стал П.И. Богомолов.
К числу первых работ алтайского периода скульптора относится и бюст народного сказителя Николая Улагашева, расположенный вблизи Правительства РА.
Одна из самых известных и любимых жителями и гостями республиканской столицы скульптур украсила родничок возле стадиона «Динамо» в 2003 году. Над композицией «Ырысту и Аленушка» супруги работали вместе в течение пяти лет.
И это лишь малая часть того, что было сделано Павлом Ивановичем и Галиной Павловной за десятки лет. Усилиями скульпторов Горно-Алтайск не просто преобразился, а наполнился смыслами, настроением, историей.
Служение Богу и людям
В Горном Алтае Павлу Богомолову предстояло пройти путь не только художника, но и священника. К Богу он шел давно и долго, а ростки веры в него еще в детстве заложила бабушка. Верующим человеком была и Галина Махринская, в Киеве она посещала церковь.
– В 1990-е я был просто прихожанином, а к 2000-м, когда по-явилась идея строительства храма на пустыре между Жилмассивом и ресбольницей, наше местное духовенство предложило возглавить мне новую общину. Раз поручили, надо было исполнять добросовестно, – рассказывает Павел Иванович.
Свято-Макариевский храм был построен Павлом Богомоловым за два года. Красивая деревянная церковь. Практически каждое бревно здесь заготовлено и уложено его руками. Строил приход со светлыми мыслями о том, что будет в нашем городе еще одно место, объединяющее людей для проявления любви, милосердия и доброты. Так и случилось.
В 60 лет Павла Богомолова рукоположили в священники. Здесь, в Свято-Макариевском храме, прошли 20 лет его службы и творчества. Он создал ряд скульптур, посвященных миссионерам Горного Алтая. За работу денег не брал, это тоже было служением.
Сейчас отец Павел находится на отдыхе, но, как почетный настоятель, по воскресеньям приезжает в церковь, проводит службы. Здесь его по-прежнему ждут прихожане.
Мы пили чай и долго говорили о Боге, искусстве, о жизни прошлой и современной. Этот человек прошел немало жизненных испытаний, он много видел и знает и с высоты своих лет уверен, что, пока есть Бог и есть Любовь, не все еще потеряно. Павел Богомолов
и Галина Махринская, г. Киев
Светлана КОСТИНА
Фото Владимира Сухова и из архива П.И. Богомолова
Последние новости
В Горно-Алтайске отметили 90-летие радиовещания
90 лет назад в Ойрот-Туре впервые "заговорило" радио. С тех пор невидимые радиоволны объединяют все районы республики и наш город.
«Манжерок»: место, где сбылись мечты 70 детей республики
Курорт продолжает новогоднюю акцию «Елка желаний». Для ее участников «Манжерок» организовал праздничную программу.
Региональная конференция для НКО
В преддверии новогодних праздников, 26 декабря текущего года в актовом зале Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай проведена региональная конференция для НКО.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи