Кто может быть присяжным заседателем? Как составляются списки кандидатов в присяжные заседатели?

           Под присяжным заседателем понимается лицо, привлеченное в установленном уголовно-процессуальным законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

           Под присяжным заседателем понимается лицо, привлеченное в установленном уголовно-процессуальным законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

         Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде Российской Федерации, судах субъектов РФ, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах, за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации.

         К компетенции присяжных заседателей относится разрешение вопросов о фактической стороне деяния, вмененного подсудимому. Главный вопрос, на который присяжные должны дать ответ в совещательной комнате, - это вопрос о виновности лица, находящегося на скамье подсудимых.

         Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом. Явка граждан в суд в качестве присяжных заседателей крайне важна для защиты интересов сторон в уголовном процессе.

         Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

         1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

         2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

         3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

         4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

         К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

         1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

         2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

         3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

         Непосредственно до формирования коллегии присяжных заседателей по конкретному уголовному делу уполномоченные органы составляют списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели.

         Так, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

         Также высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре года на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, представляемых главами муниципальных образований, составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, включая в них необходимое для работы соответствующих судов число граждан, постоянно проживающих на территориях муниципальных образований, входящих в округа.

         Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ.

         Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, определяется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, а число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

         Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению соответственно в список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, список кандидатов в присяжные заседатели округа и общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ.

         Председатели судов субъектов РФ не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, вносят в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта РФ представления о необходимом для работы соответствующих судов числе кандидатов в присяжные заседатели.

         Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума.

         О составлении списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, в течение двух недель предоставляет гражданам возможность ознакомиться с ними и рассматривает поступающие от граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

         Список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

         Списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, составленные исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные в суд списки кандидатов в присяжные заседатели.

         На основании списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется отбор присяжных заседателей по конкретному делу – деятельность аппарата судьи, председательствующего по делу, и стороны обвинения и защиты по формированию коллегии присяжных заседателей.

Прокуратура Чемальского района

Последние новости

О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Алтай (с 14.06.2024 по 21.06.2024)

Эпидемиологическая обстановка в Республике Алтай за текущую неделю сохранялась стабильной.

В регионе проходит  Третий Международный Алтайский форум

Сегодня, 21 июня, в Большом зале Правительства региона  состоялось открытие пленарного заседания Третьего Международного Алтайского форума «Алтайский вектор евразийской интеграции:

Очередное заседание Избирательной комиссии Республики Алтай

20 июня 2024 года состоялось заседание Избирательной комиссии Республики Алтай, где первым вопросом рассмотрели письменное заявление от Толмачева Василия Николаевича о снятии своей кандидатуры с выборов Главы Республики Алтай,

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *