О работе первого созыва Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай

Веяния перестройки в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века дошли и до Горно-Алтайской автономной области.

Веяния перестройки в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века дошли и до Горно-Алтайской автономной области. Вопрос о повышении статуса автономной области до автономной республики всё чаще и звонче поднимался среди  депутатов и руководителей различных уровней  нашего региона, юристов.  Надо отметить, что образование республики  было  подготовлено активной деятельностью депутатов Горно-Алтайского областного совета народных депутатов двадцатого и двадцать первого созывов (1988-1992 гг.). Именно в это время были приняты решения о выходе из состава Алтайского края,  Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской автономной советской социалистической республики (октябрь 1990 г.), а Горно-Алтайский областной Совет народных депутатов  был переименован в Совет народных депутатов ГААССР. Многое происходило явочным путём, на свой страх и риск. Это уже потом из Конституции Российской Федерации исключили положение о том, что автономная область входит в состав края (декабрь 1990 г.), а Верховный Совет РСФСР определил порядок преобразования автономных областей в национально-государственные образования в соответствии с принятыми постановлениями и декларациями о суверенитете.

  Законным основанием изменения автономными областями и автономными республиками в составе России своего правового статуса явилось принятие 12 июня 1990 года Первым съездом народных депутатов РСФСР «Декларации о Государственном суверенитете РСФСР». В статье 9 Декларации была признана необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных образований, краев и областей.
В августе 1990 года Совет народных депутатов Горно-Алтайской автономной области принял Декларацию «О Федеративном Договоре и повышении государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области». В ней закреплялось, что в силу необходимости занятия автономной областью достойного места в качестве полноправного субъекта в обновленном Союзе суверенных республик существует необходимость заключения Федеративного договора и повышения государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области путем признания ее субъектом Федерации СССР и РСФСР. Была создана комиссия по консультации с соответствующими органами РСФСР по вопросам разработки и согласования основных принципов федеративного устройства СССР и РСФСР и определения политического статуса автономной области как субъекта Федерации.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР дала толчок принятию аналогичных деклараций не только в других союзных республиках в составе СССР, но и в ряде автономий России. Этот процесс шёл одновременно. Так, например, 25 октября 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики, которая провозгласила суверенитет Казахской ССР и декларировала политико-правовые основы  Казахстана  как независимого государства.
В тот же день,   25 октября 1990 года,  на третьей внеочередной сессии Горно-Алтайского областного Совета народных депутатов принятая Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской Советской Социалистической Республики тоже провозгласила государственный суверенитет Горно-Алтайской автономной Советской Социалистической Республики и определила суверенитет как «естественное необходимое условие существования её национальной государственности, истории, культуры, традиций  призван обеспечить каждому человеку неотъемлемое право на достойную жизнь, свободное развитие и пользование своим родным языком». Конечно же, вопрос о создании нашей республики как независимого государства никогда не стоял. В то время на местах мало кто думал о глобальных геополитических проблемах, старались в сложных экономических условиях, уловив момент, отстоять своё место под солнцем. Следует отметить, что подавляющая часть российских территорий, заявивших о своем суверенитете, не ставила вопрос о выходе и независимости от России, создании своей валюты, армии, государственных границ и тому подобное, что определяет суверенное государство. В этом числе была и наша республика. Основная идея нашей Декларации состояла в повышении правового статуса нашего субъекта в составе России, предполагалось, что Москве легче будет оказать небольшой республике помощь напрямую, чем  автономии в составе большого края. Считалось, что государственный суверенитет провозглашался в целях согласия, взаимоуважения, братства и единства между гражданами всех национальностей. Позднее, в 2000 году, Конституционный Суд РФ признал, что в федеративном государстве суверенитетом может обладать лишь только сама федерация. А субъекты могут обладать всей полнотой государственной власти лишь вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения России и её субъектов. По итогам суда все упоминания понятия «суверенитет» из Конституции Республики Алтай были убраны, не стало и ссылки на Декларацию о государственном суверенитете Республики Алтай. (ст.77 К РА).

В мае 1991 года Постановлением 3-го внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР «Об основных началах национально государственного устройства РСФСР» было поручено определить порядок преобразования Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей в национально-государственные образования. В соответствии с этим Верховный Совет РСФСР 3 июля 1991 года  принял закон РСФСР «О порядке преобразования Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей». В нём устанавливалось преобразование этих автономных областей в республики, закреплялось правило, что граждане этих республик одновременно являются гражданами РСФСР, определялся приоритет законов РСФСР над республиканскими и до 1 января 1992 года предписывалось провести выборы в Верховные Советы новых республик. Одновременно в Конституцию РСФСР были внесены названия новых субъектов.

Третьего июля 1991 года был принят Закон РСФСР «О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую  Республику в составе РСФСР». Этот день, 3 июля, в соответствии с Конституцией Республики Алтай считается Днём Республики. Именно с принятием этого закона началось официальное  преобразование области в республику.
Подтверждением тому является  принятие  9 августа 1991 года Постановления Президиума Совета народных депутатов Горно-Алтайской автономной области «Об организационных мерах по реализации Закона РСФСР от 3 июля 1991 года «О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую  Республику в составе РСФСР».  В этот же день Президиум областного совета принял Постановление  «О структуре органов власти, управления и выборах», в котором была признана необходимость образования Верховного Совета республики в составе 75 депутатов и проведения их выборов в декабре 1991 года.
Вследствие того, что для избрания депутатом кандидату следовало получить поддержку более половины избирателей, принявших участие в голосовании, (явка избирателей при том должна быть более 50%), всех депутатов удалось избрать только после третьего голосования: 22 декабря 1991 года избрали 39 депутатов, 10 января 1992 года избрали 24 депутата и, наконец,  21 февраля того же  года были избраны ещё 12 депутатов. В связи с тем, что после второго голосования было избрано более двух третей от общего количества установленного числа депутатов, то первую сессию провели, не дожидаясь третьего тура голосования, 5-8 февраля 1992 года.

Верховный Совет республики приступил к практическому осуществлению преобразования автономной области в республику: на первой сессии были сформированы органы государственной власти республики (Президиум Верховного Совета, 5 постоянных комиссий, Правительство), принят Регламент Верховного Совета, образована Конституционная Комиссия в составе 25 человек, приняты решения о порядке назначения глав администраций города и районов,  рассмотрен ряд других организационных вопросов.
Встал вопрос и о наименовании республики. Дело в том, что ещё 25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР № 2094‑I "Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика", которым было установлено новое название  — Российская Федерация (Россия). В тот же день этот закон подписал президент России Борис Ельцин. Стало понятно, что из названия и субъектов Российской Федерации будут убирать слова «Советская Социалистическая». Поэтому  8 февраля 1992 года  Верховный  Совет нашей республики утвердил новое название нашего субъекта -    «Республика Горный Алтай».  В Конституцию Российской Федерации  это название  было внесено 21 апреля 1992 года.    Однако, на следующей сессии нашего регионального парламента 7 мая депутаты республики окончательно остановились на названии – «Республика Алтай».    Но на политической карте России (и в большинстве  документов федерального уровня) название «Республика Горный Алтай» продолжало оставаться вплоть до принятия новой Конституции РФ, вступившей в силу  25 декабря 1993 года, которая и закрепила современное название нашей республики на федеральном уровне. В.И.Чаптынов считал, народные депутаты, утвердив название «Республика Алтай», тем самым выполнили желание Учредительного Собрания Горно-Алтайского краевого съезда, состоявшегося в Улале в марте 1918 года. («На избранном пути». Из сборника официальных выступлений. «В.И.Чаптынов».  Горно-Алтайск, 2003. (487с.) С.186).

Верховным Советом Республики Алтай было принято 33 закона, в том числе законы регулирующие избрание и статус народных депутатов Республики Алтай, о Правительстве  Республики Алтай, о языках, приняты постановления по  официальным символам республики – Государственному гербу и Государственному флагу, было положено начало разработке проекта Конституции Республики Алтай.
Период с принятия Закона РСФСР от 3 июля 1991 года и до избрания Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай первого созыва основной автор Конституции Республики Алтай Табаев Д.И . назвал этапом реального и на правовой основе становления законодательства Республики Алтай. (Табаев Д.И. «Конституционное право Республики Алтай», Горно-Алтайск, 2012, С.182    (383с.).).
Указом от 9 октября 1993 года №1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», прекращающего деятельность представительных органов власти субъектов Федерации и местных Советов. Практически вся власть переходила к соответствующим администрациям. Вновь избранным органам представительной власти субъектов РФ предписывалось называться собраниями, думами и т.п.,  которые должны избираться в составе 15-50 депутатов, работающих на постоянной основе.  Следует отметить, что каких-либо прямых указаний органам государственной власти республик в составе Российской Федерации в данном Указе не было, но им рекомендовалось решить вопросы реформы государственных органов  и  органов  местного  самоуправления в республике с учетом положений Указа.
В соответствии с этим Указом Верховный Совет Республики Алтай 14 октября 1993 года принял Постановление «О реформировании представительных органов власти и местного самоуправления в Республике Алтай». Этим актом предписывалось провести реформирование органов представительной власти и местного самоуправления в Республике Алтай и их досрочное переизбрание. В республике высшим представительным и законодательным органом объявлялось Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай, которое состоит из 27 депутатов, работающих на постоянной основе: шесть депутатов от города Горно-Алтайска, три депутата от Майминского района и по два депутата от других районов. Выборы в этот орган следовало провести в день выборов в Федеральное Собрание Российской Федерации, полномочия Верховного Совета Республики Алтай, народных депутатов Республики Алтай и Правительства Республики Алтай прекращались с момента начала работы Государственного Собрания – Эл Курултай.

Для проведения выборов в Федеральное Собрание Российской Федерации и голосования по проекту Конституции РФ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сформировала Горно-Алтайскую Окружную избирательную комиссию во главе с Тюхтеневым С.С .
Подготовка и проведение выборов депутатов Государственного Собрания – Эл Курултай осуществлялась республиканской избирательной комиссией, образованной Президиумом Верховного Совета Республики Алтай. Председателем этой комиссии был утверждён Горбунов В.И. (Тюхтенев С.С. «Становление независимой Избирательной комиссии Республики Алтай». Горно-Алтайск, 1999. (152с.) С.16-19).

12 декабря 1993 года в Республике Алтай состоялось всенародное голосование по принятию Конституции Российской Федерации, а также голосование по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации первого созыва, депутатов Совета Федерации Российской Федерации первого созыва, депутатов Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай первого созыва. В Республике Алтай за принятие федеральной Конституции высказалось 55,97 % принявших участие в голосовании избирателей, в Российской Федерации – 58,43%.

В органы государственной власти федерального и республиканского уровня были избраны: депутатом Госдумы - Гнездилов М.З., депутатами Совета Федерации первого созыва – Чаптынов В.И . и Петров В.И . (с 1995 года  данная должность стала называться членом Совета Федерации, а с 2020 года – сенатором), депутатами Государственного Собрания – Эл Курултай – 27 человек. В.И.Чаптынов так сказал об избранных депутатах: «Пришло много свежих людей, представителей различных партий и движений. Думаю, что при всей разности их мировоззрения всех объединяет стремление сделать наш Алтай процветающим, а жизнь населения более благополучной! Это должно быть единой платформой, на которой будет стоять наш новый парламент, чтобы через законодательную базу превратить преимущества республиканского статуса в реальность». (Из сборника официальных выступлений. «В.И.Чаптынов».  Горно-Алтайск, 2003. (487с.) С.170).
Настоящий  материал посвящен  работе Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай первого созыва (декабрь 1993 – январь 1998 гг.), т.е.  тому, как начиналась работа Парламента республики в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации.

22 декабря 1993 года состоялось собрание избранных депутатов Республики Алтай, на котором был сформирован из тринадцати человек (по одному депутату от каждого района и три от  города Горно-Алтайска) организационный комитет по подготовке  к проведению первой сессии Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай первого созыва. («Выбор сделан. Впереди работа.». Из сборника официальных выступлений. «В.И.Чаптынов».  Горно-Алтайск, 2003. (487с.) С.182). Председателем оргкомитета был избран депутат от Усть-Канского района Ю.В.Антарадонов . Данный оргкомитет сформировал повестку первой сессии парламента республики,  подготовил для неё проекты законов и постановлений, в том числе и по кадровым вопросам.

Первая сессия Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай первого созыва начала свою работу 1 февраля 1994 года, закрылась сессия 3 февраля. Присутствовали все 27 депутатов. До избрания председателя парламента сессию вёл Ю.В.Антарадонов.
В начале работы были избраны Секретариат сессии, Мандатная комиссия и счетная комиссия. Затем слово было предоставлено председателю республиканской избирательной комиссии Горбунову В.И . Он проинформировал сессию о том, как проходили выборы. В день голосования в общей сложности избирали 27 депутатов из 102 кандидатов, в  бюллетенях было от одного до девяти кандидатов. Самая высокая явка избирателей была в Чемальском районе – 77.7%, самая низкая в Горно-Алтайске -52.3%. Выборы состоялись по всем 212 избирательным участкам. Также отмечено, что на расчетные счета каждого кандидата в депутаты избиркомом было перечислено по 180 тысяч рублей, доверенным лицам было выплачено 1,3 млн рублей, освобождённым кандидатам в депутаты от своей основной работы было выплачено заработной платы 825,5 тыс. рублей. Всего было израсходовано на проведение выборов 38,3 млн рублей. Остаток средств в сумме 11,7 млн рублей возвращен в комитет финансов.

Далее председатель Мандатной комиссии  парламента республики Джаткамбаев А.Ж . доложил, что в составе избранных депутатов Республики Алтай - две женщины, 10 депутатов алтайцы, 15 русские, один казах и один украинец. Три депутата работают в сфере народного образования, медицины, культуры, четыре - руководителями сельхозпредприятий, восемь - руководителями малых предприятий, фирм, акционерных обществ, союзов, два юриста, десять работников госучреждений. По возрасту 25 депутатов от 30 до 49 лет, двое – старше 50 лет. Образовательный уровень избранных депутатов – 26 человек имеют высшее образование, один – среднее специальное. Почти две трети избранных депутатов (17 из 27) прежде были народными депутатами Верховного Совета республики (1992-1993гг.).
Открытым голосованием было принято постановление «О признании полномочий депутатов Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай».
Далее на обсуждение депутатов была предложена  следующая   повестка сессии:

О принятии Регламента Государственного Собрания – Эл Курултай республики Алтай.  Докладчик депутат Табаев Д.И. Об избрании Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай и его заместителей.  Докладчик – председатель оргкомитета Антарадонов Ю.В. О проекте Закона Республики Алтай «О Государственном Собрании – Эл Курултай Республики Алтай»  Докладчик – депутат Пиунов В.Е. О формировании постоянных комиссий Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай.  Докладчик – Председатель Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай. Избрание Президиума Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай. Докладчик – Председатель Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай. О назначении Председателя Правительства Республики Алтай.  Докладчик – Председатель Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай. Разное.

После всестороннего обсуждения повестка сессии была принята. Затем был утверждён регламент работы сессии, в котором особо оговаривалось, что организационные вопросы по времени не ограничивать.
Докладывая по первому вопросу, Табаев Д.И. отметил, что предлагаемый Регламент основан на прежнем Регламенте Верховного Совета Республики Алтай, но есть «новые моменты», которые сегодня существуют в законодательстве. Проект Регламента был принят за основу, обсуждался постатейно и был принят в целом.
Председатель оргкомитета предложил избрать комиссию по Регламенту в количестве трёх человек, персонально: Гайдабрус М.П. , Маркова В.Н. , Табаева Д.И . Предложение было принято.

Затем от оргкомитета кандидатом на должность Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай  была выдвинута кандидатура депутата Чаптынова Валерия Ивановича . Депутат Ефимов А.В . внёс кандидатуру Зубакина Семена Ивановича . Других кандидатур не называли. Был объявлен перерыв для  тайного голосования. После завершения голосования и подсчета бюллетеней председатель счетной комиссии Переверзев С.А. объявил итоги тайного голосования за Чаптынова В.И. 21 голос, против – 6, за Зубакина С.И. - 6, против – 21. Депутаты единогласно приняли постановление «Об избрании  Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай».

С небольшой речью выступил первый Председатель Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай. В частности, он сказал: «Я понимаю ответственность этого очень высочайшего доверия. Всем нам люди оказали огромное  доверие в надежде, что эти 27 народных избранников республики небольшой, молодой Республики Алтай… примут решение и сделают свои усилия к тому, чтобы жизнь, пусть небольшого -200 тысяч человек Республики Алтай, чуть будет лучше, чем была. Хотя я должен сказать, что в это лихолетие, нелёгкое для истории Российского государства отважиться на пост руководителя, дело, конечно, неблагодарное. Но вопрос не в том. Вопрос в том, что каждый из нас должен понимать, что другого у нас выбора нет. И я хотел бы надеяться на вашу поддержку, уважаемые коллеги, независимо от ваших симпатий, антипатий, воззрений, что мы с вами являемся ответственными людьми перед своими избирателями. Поэтому мне хотелось заверить вас, что у меня будет единственная, видимо, возможность и преимущество – это стараться хоть чуточку больше делать на этом поприще. А так, во всём остальном мы равны перед законом, и должны делать таким образом, чтобы наш представительный орган – Эл Курултай был всё-таки не декларативным органом, а действенным! Осуществлял суровый контроль за теми законами, которые мы с вами будем вырабатывать. И я так полагаю, что мы немного понапутали в понятиях демократии с хаосом и анархией. Поэтому, главное усилие будет направлено на наведение порядка и дисциплины. Без этого нам не сдвинуться с места. Мы должны положить конец тому разрушительному процессу, который происходит в народном хозяйстве. Той деградации, которая происходит в морали нашего общества и сделать всё возможное, чтобы вернуть то время, когда жители нашей республики жили спокойно…  Поэтому я хотел бы много не распространяться, поблагодарить ещё раз за ваше высокое доверие и работать, и надеяться на вашу поддержку на этом нелёгком посту. Спасибо вам, дорогие коллеги». (Стенограмма. С.37)
На этом первый день работы первой сессии был завершен.

На следующий день, 2 февраля, сессию вёл Чаптынов В.И. Он предоставил слово депутату Табаеву Д.И . для доклада по проекту закона «О Государственном Собрании – Эл Курултай Республики Алтай». Данный законопроект также обсуждался постатейно, затем был проголосован в целом. Некоторые депутаты были недовольны тем, что их предложения не учли, поэтому при голосовании один депутат проголосовал против, а трое воздержалось.

Следующим вопросом повестки сессии было избрание заместителей Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай. Чаптынов В.И.  на должность Первого заместителя Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай внёс кандидатуру Соколова Николая Фёдоровича и попросил депутатов поддержать эту кандидатуру. Депутат Кончев В.Е. предложил альтернативную кандидатуру – Волкова Владлена Владимировича. По итогам тайного голосования с перевесом в один голос (14 против 13) Первым заместителем Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай стал Волков В.В . 
На заместителя Председателя парламента Председатель внёс кандидатуру своего зама ещё по Верховному Совету – Табаева Даниила Ивановича . Других предложений не поступило. Но по итогам тайного голосования (за -13, против – 14) Табаев Д.И. избран  не был. Председатель попросил «тайм-аут», депутаты голосованием предоставили ему такую возможность.

Далее по предложению оргкомитета было образовано шесть постоянных комиссий, избраны открытым голосованием члены комиссий и их председатели:
- по вопросам законодательства, правопорядка и местного самоуправления (7 депутатов, председатель – не предлагался);
-      по вопросам экономической политики (6 депутатов, председатель –  Пекпеев С.Т.);
-      по аграрным вопросам и продовольствию (6 депутатов, председатель – Карамаев В.Б.);
-      по вопросам науки, образования, культуры и средств массовой информации (5 депутатов, председатель – Ромашкин В.В.);
-        по вопросам социальной защиты и охраны здоровья населения (4 депутата, председатель – Гайдабрус М.П.);
-          по вопросам экологии, природопользования и промышленности (6 депутатов, председатель – Кудачин В.В.).
Можно отметить, что при выборах председателей постоянных комиссий депутаты могли вносить и альтернативные кандидатуры. Так, Зубакина С.И.  выдвигали в альтернативу Пекпееву С.Т. и Кудачину В.В., а Зарубина Ю.В. выдвигали против Ромашкина В.В.
При формировании постоянных комиссий одному депутату разрешалось входить не более чем в две комиссии.

Затем открытым голосованием был избран Президиум Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, в который по должности входили Председатель парламента, его заместители, председатели постоянных комиссий, в том числе и председатель Мандатной комиссии. Таким образом, членами Президиума Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай стали:  Чаптынов В.И., Волков В.В., Гайдабрус М.П., Джаткамбаев А.Ж. Карамаев В.Б., Кудачин В.В., Пекпеев С.Т., Ромашкин В.В .


В состав данного Президиума были избраны три человека прежде входившие в Президиум Верховного Совета Республики Алтай (Чаптынов В.И., Гайдабрус М.П., Джаткамбаев А.Ж.). Таким образом, сохранялась преемственность двух парламентов. Было ясно, что Валерий Иванович будет настаивать на введение в Президиум и Табаева Д.И.: если его не изберут заместителем, то он будет предлагаться на руководителя правовой комиссии. Пока в Президиум не были избраны именно  выше названные должности.

Перед рассмотрением вопроса «О назначении Председателя Правительства Республики Алтай» от  Правительства Республики Алтай поступило заявление о сложении своих полномочий. Заявление было принято, правительству было поручено продолжить выполнение своих обязанностей до образования нового состава Правительства Республики Алтай. В соответствии с республиканским законодательством кандидатуру на должность председателя Правительства Республики Алтай вносит председатель парламента. Чаптынов В.И. предложил кандидатуру Петрова В.И . Кандидату было предложено вкратце ознакомить депутатов со своей программой на посту руководителя Правительства. Петров заверил, что при формировании нового Правительства не будет применять радикальные, революционные методы. Но будет использовать из  уже накопленного  всё доброе и полезное для поступательного движения вперед, но вначале стабилизировать экономику. На первом месте – улучшение жизненного уровня населения, т.е. увеличение  производства товаров и услуг. Второе -  это занятость населения. Третье – охрана окружающей среды. Надо из поставщика сырья превратиться в переработчика мяса, молока, шерсти, леса и т.д. Надо развивать туризм, увеличивать добычу полезных ископаемых. Также в выступлении были затронуты  проблемы молодежи, университета, развития транспортной инфраструктуры, энергетики…
По итогам тайного голосования (за - 22, против - 4) Владимир Иванович Петров был назначен Председателем Правительства Республики Алтай.

На этом второй день работы первой сессии Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай первого созыва был завершен.

Сессия продолжила свою работу 3 февраля. В начале сессии Чаптынов В.И. объявил, что согласно Закону «О Государственном Собрании – Эл Курултай Республики Алтай» депутаты должны избрать второго заместителя Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай, и предложил повторно кандидатуру депутата Табаева Д.И.  По итогам тайного голосования (за - 22, против – 5) Даниил Иванович был избран. Было очевидно, что никакую другую кандидатуру на должности заместителя председателя парламента, кроме Табаева Д.И., Чаптынов В.И. и не  видел. Практически, все основные законопроекты, выносимые на рассмотрение молодого  парламента, были написаны Табаевым Д.И.   Слово после избрания предоставили Табаеву,  он поблагодарил за избрание и подчеркнул, что всё равно будет работать по-прежнему: даже оставаясь в одиночестве, всегда будет стоять на страже закона. Предложил всем вместе работать над законами. (Стенограмма 1 сессии ГС-ЭК РА 1 созыва. С.84).

Далее по предложению Чаптынова В.И. открытым голосованием на безальтернативной основе председателем правовой комиссии большинством голосов (22) была избрана Чиконова Людмила Валентиновна . Оба депутата были введены в состав Президиума парламента.

Затем было принято постановление парламента, которым были прекращены «полномочия органов Верховного Совета Республики Алтай, избранных, назначенных и утвержденных Верховным Советом Республики Алтай, а также руководителей республиканских ведомств, управлений, утвержденных Верховным Советом Республики Алтай по представлению Председателя Правительства Республики Алтай».

Сессия рассмотрела вопрос «Об обеспечении Высшего арбитражного суда Республики Алтай помещениями».  С 1991 года в Республике Алтай начал работать арбитражный суд, но постоянного помещения за ним не было закреплено. Поэтому было принято постановление «Об обеспечении Высшего арбитражного суда Республики Алтай помещениями», в котором было поручено Правительству  Республики Алтай рассмотреть данный вопрос и в двухмесячный срок принять меры по обеспечению Высшего арбитражного суда Республики Алтай служебными помещениями. При принятии данного постановления Председатель Правительства Петров В.И. возразил, что свободных площадей в республике нет, и за два месяца новых не построят. Но при рассмотрении вопроса о статусе административного здания и автобазы Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай было решено, что данное здание  должно использоваться «исключительно для размещения и работы Государственного Собрания – Эл Курултай, его органов, депутатов Государственного Собрания – Эл Курултай, депутатов Федерального Собрания и их служб», а все другие организации и учреждения Правительство Республики Алтай должно выселить в течение трех месяцев. Депутат Антарадонов Ю.В. предложил вместо выселяемых коммерческих структур разместить в здании парламента Арбитражный суд республики. В дальнейшем это предложение было реализовано. (В 2011 году Арбитражный Суд Республики Алтай переехал в новое пятиэтажное здание, а в его помещениях в Парламенте республики расположилась Избирательная комиссия РА).

Также  сессия приняла постановление, в котором устанавливалось именовать депутата Государственного Собрания – Эл Курултай  «Депутат Республики Алтай». Данная норма действовала более 22 лет, когда в июне 2016 года в закон «О Государственном Собрании – Эл Курултай Республики Алтай» было внесено уточнение - «Термины "депутат Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай" и "депутат Республики Алтай" используются в одном значении».

В конце сессии было озвучено заявление депутатов Ефимова А.В., Зарубина Ю.В., Зубакина С.И., Маркова В.Н., Пиунова В.Е., в котором они заявили о своем решении объединиться в постоянную депутатскую группу, при этом выйти из состава постоянных комиссий Государственного Собрания – Эл Курултай. Мотивировали это тем, что им необходимо больше внимания уделять работе с избирателями, работе на сессиях, а в заседаниях постоянных комиссий будут участвовать с правом совещательного голоса.  Такая позиция пяти депутатов явно не понравилась большинству их коллег, но Председатель Чаптынов В.И. спокойным голосом сказал: «Уважаемые коллеги! Давайте без драм.... Это нормальный процесс. Я думаю, что это не влияет на ход солнца, течение времени, времена года идут своим чередом. Я так понимаю, Вячеслав Евгеньевич (Пиунов)? Заявление сделано, надо принять к сведению». (Стенограмма 1 сессии Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай первого созыва. С.88).

Такой вот продолжительной была первая сессия нового парламента.

В связи с тем, что предстояло формирование органов власти  молодой республики, следующая (вторая) сессия Парламента состоялась уже через месяц, 1-2 марта 1994 года.
Именно на этой сессии в нашей республике была учреждена должность Главы Республики Алтай. В статью 12 Закона «О Государственном Собрании – Эл Курултай Республики Алтай» было внесено соответствующее дополнение. Новая редакция гласила: «Председатель Государственного Собрания – Эл Курултай является высшим должностным лицом   и Главой Республики Алтай и представляет ее в Российской Федерации, в межгосударственных отношениях». Таким образом было ещё раз продемонстрировано стремление депутатского корпуса видеть наш субъект как парламентскую республику.

Данная сессия утвердила тайным голосованием руководителей территориальных органов федеральных служб по Республике Алтай: военным комиссаром РА Гаврикова А.Н. , начальником управления контрразведки РА Полежаева В.М., начальником Национального банка РА Сумина Г.П . (Центральный банк России не утвердил данную кандидатуру), председателем управления Горно-Алтайского банка СБ РФ Паршина А.М. , председателем Государственного комитета статистики РА Кочергину Н.Д., начальником Государственной налоговой инспекции по РА Петрова Б.А., начальником Департамента налоговой полиции по РА Бородая П.Г., начальником Горно-Алтайской таможни Качеева И.М., а вот для утверждения управляющим Пенсионным фондом Республики Алтай Федотовой З.И . не хватило голосов. Тайным голосованием был назначен постоянным представителем Республики Алтай при Президенте РФ Манзыров А.П.

Затем депутаты рассмотрели и приняли закон «О Правительстве Республики Алтай». Закон установил, что Председатель Правительства РА назначается Государственным Собранием – Эл Курултай по представлению Председателя Парламента, а остальные члены Правительства назначаются и освобождаются от должности Парламентом  по представлению Председателя Правительства. Сессия по представлению Председателя Правительства РА утверждала руководителей министерств, комитетов и ведомств: экономики, финансов, сельского хозяйства и продовольствия, внутренних дел, здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, труда и занятости, по управлению имуществом, территориального антимонопольного управления и уполномоченный Министерства внешних экономических связей по РА. Все остальные руководители органов государственного управления, подведомственных Правительству РА, назначались Правительством РА с согласия постоянных комиссий Государственного Собрания – Эл Курултай РА. При этом все они, в том числе и члены Правительства во главе с Председателем, должны иметь возраст для женщин не старше 55 лет, а для мужчин – не старше 60 лет (Статья 7 Закона РА «О Правительстве РА» от 01.03.1994 г. №2-12).

Затем была утверждена, представленная Председателем Правительства РА Петровым В.И., структура Правительства Республики Алтай. В результате бурного обсуждения была утверждена структура республиканских министерств, комитетов и управлений Правительства РА в составе Управления делами, министерства здравоохранения, 14 комитетов, Представительства РА при Президенте  РФ, Дирекции ЭЭЗ «Горный Алтай», пресс-службы Правительства РА. Таким образом, первым министерством, образованное Государственным Собранием – Эл Курултай, стало министерство здравоохранения. Уже существовавшее министерство МВД Республики Алтай было создано приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации №116 от 14 апреля 1992 года.

По итогам тайного голосования в состав Правительства  Республики Алтай вошли: Петров В.И . (председатель), Ялбаков А.И . (первый заместитель), Белеков И.И. (заместитель), Завьялов А.И. (заместитель), Алчубаев А.Н. (заместитель, председатель Государственного комитета по экономике), Тюхтенев А.С. (заместитель, председатель комитета по управлению государственным имуществом), Харин В.А . (управляющий делами), Бердников А.В. (министр внутренних дел РА), Куропятник Н.И. (министр здравоохранения), Иванов К.Г. (председатель комитета финансов, в ноябре 1994 года шестая сессия парламента республики утвердила Иванова Константина Георгиевича министром финансов Республики Алтай).

Далее открытым голосованием были утверждены председателями Государственных комитетов: сельского хозяйства и продовольствия Пильтин Г.Н. , культуры Кончев В.Е. ; председателем комитета социальной защиты населения Горбунов В.И. ; начальником Горно-Алтайского  территориального управления по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Лаухин Н.Д.   А вот утвердить председателем комитета по науке и образованию Федорову Н.П. не получилось, т.к. ей было уже 55 лет. Но Петров В.И. назначил её исполняющей обязанности председателя комитета, где она и работала некоторое время.

Сессия образовала Конституционную комиссию в количестве 23 человек во главе с Чаптыновым В.И., Табаев Д.И. стал его заместителем. В состав комиссии вошли все члены Президиума, за исключением Волкова В.В. (Он был введён позднее). Было принято Положение о Конституционной комиссии.
Также депутаты удовлетворили заявление депутатов Ефимова А.В., Зарубина Ю.В., Зубакина С.И., Пиунова В.Е. об их выходе из состава постоянных комиссий Государственного Собрания – Эл Курултай.
Таким образом, в Республике Алтай были сформированы органы законодательной  и исполнительной власти. На последующих сессиях парламента были приняты законы, регулирующие деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, установление административной ответственности за нарушение правил торговли алкогольными напитками,  за нарушение порядка лицензирования деятельности юридических и физических лиц на территории РА,  вопросы экономики, культуры, ветеринарии, туризма, охраны семьи, материнства, отцовства,  детства и другие. Перечень законов, принятых Парламентом республики, публикуется в приложении к данной статье.
Кроме законов Парламент имел право (до вступления в силу Конституции РА) принимать постановления по установлению и награждению государственными наградами и почетными званиями. Так, в апреле 1995 года было установлено почетное звание «Народный кайчы Республики Алтай». Первым в нашей республике этого звания удостоился Калкин А.Г. По поручению Президиума Госсобрания награду сказителю в торжественной обстановке в Улаганском районном Доме культуры вручил председатель постоянной комиссии по вопросам науки, образования, культуры и средств массовой информации Ромашкин В.В..
Постановлением Парламента  республики производились также и кадровые назначения руководителей исполнительных органов республики.

Подводя итоги работы парламента республики за год, на  восьмой сессии ГС – ЭК РА (04-06.04.1995г.), В.И.Чаптынов докладывал: «Не было лёгких сессий, единодушного подхода или мнения к рассматриваемым вопросам и законопроектам, обсуждение которых проходило порой очень остро и противоречиво. В то же время каждое выступление, письменное или устное замечание депутатов не оставалось без внимания, они учитывались, обсуждались и по ним принимались решения. Когда случалось, что мы не приходили к единому мнению, то использовали согласительные процедуры и, в конечном счете, принимали нужные, приемлемые решения. Этому способствует то, что наш депутатский корпус обладает высоким образовательным и интеллектуальным потенциалом. Все депутаты имеют достаточный жизненный и практический опыт работы.
Кроме того, надо признать,  что мы свою деятельность начинали не с пустого места, не с нуля, а имея хорошую основу – опыт двухлетней работы Верховного Совета республики. Поэтому нам было немного легче в нашей законотворческой деятельности и было с чем её сравнивать, на что ориентироваться. Одновременно мы все вместе учились законотворчеству – одной из сложнейших сфер человеческой деятельности.» (Протокол 8 сессии ГС – ЭК РА первого созыва, 4-6.04.1995г. С.8-9.).

На сессиях по различным причинам не утверждены руководители отделения Пенсионного фонда РФ по РА Федотова З.И., управления федерального казначейства по РА Серебренников А.А., начальник Национального банка РА Мартьянов Ю.В., председатель комитета науки и образования Федорова Н.П..

Состав Правительства республики постепенно увеличивался: статус заместителей Председателя Правительства республики получили  Тюхтенев С.С. – председатель Государственного Комитета по управлению государственным имуществом РА и Манзыров А.П. - постоянный представитель Республики Алтай при Президенте РФ.

Молодая республика стремилась оправдать свой высокий статус, заявить о себе на федеральном уровне. В представлении многих россиян наша республика ещё ассоциировалась с Алтайским краем. Нужно было организовать мероприятие на федеральном уровне, посвященное именно Республике Алтай. Как правило, республики использовали круглые юбилейные даты для того, чтобы Президент РФ издал свой указ о праздновании этого события. Естественно, из федерального бюджета выделялись средства на организацию данного мероприятия.
Председатель постоянной комиссии по вопросам науки, образования, культуры и средств массовой информации В.Ромашкин предложил В.И.Чаптынову провести работу в администрации Президента РФ по подготовке и изданию президентского указа о праздновании 240-летия добровольного вхождения алтайцев в состав Российской империи, которое отмечается в 1996 году. Валерий Иванович вначале скептически отнесся к этой идеи молодого парламентария, уж очень «некруглая» дата. Но, по алтайскому календарю – это двадцать двенадцатилетних циклов, следующее тридцатилетие будет только через 120 лет! Поэтому можно отметить в 1996 году юбилей по алтайскому календарю, а через десять лет, в 2006 году, 250-летие и по общему календарю. Председатель парламента дал «добро» на проработку этого вопроса. К подготовке документа были привлечены депутаты, ученые, члены Правительства республики, представительство РА при Президенте РФ. Итогом общей работы стал Указ Президента Российской Федерации от  29 мая 1995 года  «О 240-летии добровольного вхождения алтайского народа в Российское государство». В указе поручалось Правительству Российской Федерации, органам власти Республики Алтай обеспечить подготовку и проведение соответствующих мероприятий. В сентябре 1995 года Правительство РФ утвердило перечень мероприятий и обязало ведущие министерства и федеральные ведомства, а также Правительство Республики Алтай осуществить в течение 1996 года финансовое и организационное обеспечение этих мероприятий, из федерального бюджета было выделено 16950 млн рублей. С 18 по 21 апреля 1996 года в Москве проходили Дни культуры Республики Алтай и были посвящены 240-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства. Для участия в днях культуры Республики Алтай в Москву была направлена большая представительная делегация в количестве 100 человек. В нее вошли руководители Госсобрания – Эл Курултая, правительства и его подразделений, главы администраций районов, видные общественные деятели, ученые, писатели, а также большая группа работников культуры и искусства, народного образования и здравоохранения, журналисты, национальные творческие русские и алтайские коллективы. Возглавлял делегацию Глава республики Алтай В.И.Чаптынов. 19 апреля в Концертном зале им.П.И.Чайковского г.Москвы состоялось торжественное открытие Дней культуры и концерт мастеров искусств Республики Алтай.

Через 10 лет подобные мероприятия тоже проходили, но уже без Первого Главы Республики Алтай…

Больше не припоминается ни одного Указа Президента РФ с подобными «некруглыми» датами. В марте 2009 года был издан Указ «О праздновании 240-летия добровольного вхождения Ингушетии в состав России», но это был Указ Президента Республики Ингушетии Ю-Б. Евкурова.  Социально-политическая ситуация в России и соответственно в Республике Алтай в 1994-1997 годах продолжала ухудшаться: производство останавливалось, росла безработица, заработная плата не только в промышленных предприятиях, но и в бюджетных не выплачивалась месяцами. На 17-ую сессию Парламента республики  (23-24января 1997 года) 13 депутатов внесли вопрос о недоверии и отставке Правительства Республики Алтай, но 10 депутатов потребовали также рассмотреть вопросы об отзыве Главы Республики Алтай, Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай и самороспуске Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай. По Регламенту Парламента для внесения вопроса в повестку сессии необходимо не менее одной трети голосов депутатов, т.е. девяти. Вопросы вошли в повестку сессии, решили голосовать тайно. Просьба Правительства дать до утра следующего дня время на подготовку ответа на обвинения депутатов была отклонена. Члены Правительства республики во главе с Петровым В.И. покинули сессию. Сессия продолжила работу. На тайное голосование был вынесен первым вопрос о недоверии и отставке Правительства Республики Алтай, из 22  депутатов за проголосовали 18 депутатов, против – 4. Отставка Правительства Республики Алтай состоялась. По вопросу об отзыве Главы Республики Алтай, Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай, результаты были следующие: за отзыв проголосовало 8, против – 14. Отзыв не состоялся.      На следующий день открытым голосованием лишь два депутата поддержали идею самороспуска Парламента.

Чаптынов В.И.: «Профессиональный уровень Правительства не соответствует условиям тех реформ, которые происходят в жизни.» («Звезда Алтая» за 03.02.1997г.).

Через неделю после отставки Правительства республики 30 января 1997 года была созвана  18-ая внеочередная сессия республиканского парламента. На ней тайным голосованием на альтернативной основе (был еще выдвинут Борисов А.М.) председателем Правительства Республики Алтай был назначен В.И.Чаптынов. Также  тайным голосованием на альтернативной основе (выдвинут Пиунов В.Е.) был избран председателем Госсобрания Волков В.В., он же стал и председателем Конституционной комиссии. Первым заместителем Председателя Госсобрания был избран Табаев Д.И., должность заместителя председателя парламента, которую до этого занимал Даниил Иванович, осталась вакантна. Первым заместителем Председателя Правительства республики на альтернативной основе стал Гнездилов М.З., хотя Чаптынов В.И. вносил кандидатуру Ефимова А.В. Также должность первого заместителя председателя правительства стал Манзыров А.П., работающий постоянным представителем Республики Алтай при Президенте РФ.

Окончательное формирование нового правительства Республики Алтай состоялось на следующей 19-ой сессии, которая прошла 19-20 февраля 1997 года. На данной сессии была предложена новая структура республиканского правительства: Председатель Правительства (Чаптынов В.И.), Первый заместитель Председателя Правительства (Гнездилов  М.З.), Первый заместитель Председателя Правительства, постоянный представитель Республики Алтай при Президенте РФ (Манзыров А.П.), Министр экономики (Чекурашев Г.Б., назначен на 20-ой сессии), Министр сельского хозяйства (Карамаев В.Б., назначен на 20-ой сессии),, Министр финансов (Иванов К.Г.), Министр внутренних дел (Бердников А.В.),  Министр образования и науки (Тулинов Н.И.), Министр здравоохранения (Переверзев С.А.), Министр культуры (Кончев В.Е.), Министр труда и социального развития (Горбунов В.И.), управляющий делами (Кичмаренко И.С.).
Это правительство В.И.Чаптынов назвал «Правительство риска, камикадзе и короткого срока». Вместо Карамаева В.Б. на 20-ой сессии председателем постоянной комиссии по аграрным вопросам и продовольствию был избран Писарев Ф.С. На этой же сессии Антарадонов Ю.В. был назначен генеральным директором Дирекции ЭЭР «Алтай».
Государственное Собрание – Эл Курултай первого созыва завершило разработку и принятие Конституции Республики Алтай. Проект Основного закона республики обсуждался на пяти сессиях Парламента, дважды публиковался в республиканских газетах, издавался отдельной брошюрой, неоднократно обсуждался на сессиях городского и районных Советов депутатов, к обсуждению подключились и 35 сельских Советов. К проекту поступило более 500 предложений и замечаний. Проект Конституции прошел правовую экспертизу в Государственной Думе, Совете Федерации, Администрации Президента РФ, в Институте законодательства и сравнительного правоведения Правительства РФ.

На 21-ой сессии Госсобрания – Эл Курултай первого созыва 7 июня 1997 года Конституция Республики Алтай была принята. Можно отметить, что непосредственно в ходе этой сессии Волков В.В. настоятельно попросил депутатов внести в статью 37 новый абзац, который гласил: «С целью обеспечения межнационального согласия в Республике Алтай одновременно должности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай не могут замещать лица одной национальности». Впоследствии данное положение по настоянию прокуратуры было исключено из текста Конституции, но паритет среди этих должностей действует и по сей день.

Из 27 депутатов республики присутствовали на заседании 25, из них за принятие Конституции проголосовали 20 депутатов, четыре – против, один воздержался.(Табаев Д.И. Основной закон республики// Родник (Приложение к газете «Алтайдын Чолмоны» на русском языке). 2010. 2 сентября. С.3,4). Республика Алтай среди четырех новых республик, преобразованных из автономных областей, стала последней  принявшей Конституцию. В дальнейшем официальный текст Конституции Республики Алтай издавался на государственных языках республики  пять раз. В 1997 году – 3 тысячи экземпляров, в 2002 году - 500 экземпляров, в 2007 году – 1000, в 2012 году – 500, в 2016 – 200. 10 августа 1997 года внезапно в Москве скончался Председатель Правительства Республики Алтай Чаптынов В.И. После  его похорон, 19 августа была созвана внеочередная 23-я сессия Парламента республики. На ней на альтернативной основе (среди кандидатов были Гнездилов М.З. и Тюхтенев А.С.) был назначен Главой РА, Председателем Правительства РА Волков В.В.. Некоторые депутаты считали, что до официальных всенародных выборов Главы РА, эта должность должна оставаться за председателем Парламента РА. Но большинство проголосовало за объединение этой должности с должностью  руководителя исполнительной власти. Таким образом, Владлен Владимирович Волков, перейдя из законодательной в исполнительную ветвь власти, сохранил за собой статус Главы Республики Алтай. Парламентом руководить избрали Табаева Д.И., а Гайдабрус М.П. получила должность Первого заместителя Председателя Парламента, сохранив за собой должность председателя Комитета. Сессия также назначила на 14 декабря 1997 года выборы Главы РА, Председателя Правительства РА, а также выборы в Государственное Собрание – Эл Курултай РА второго созыва.

В сентябре на очередной 24-ой сессии Парламента были назначены выборы  глав городской, районных администраций Республики Алтай, совместив их с выборами Главы республики и депутатов РА. Последняя, 25-ая сессия состоялась 19 ноября 1997 года. На сессию  был вынесен вопрос «Об общественно-политической ситуации в Республике Алтай», при рассмотрении которого депутаты призвали друг друга воздерживаться от взаимных обвинений, способных обострить общественно-политическую ситуацию в республике.
Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай первого созыва за четыре года своей работы провело 25 сессий. В течение срока полномочий Парламента Республики Алтай первого созыва несколько депутатов  досрочно прекратили свои полномочия. Зубакин С.И. и Ромашкин В.В. были избраны депутатами Государственной Думы РФ: Семен Иванович по Горно-Алтайскому одномандатному избирательному округу №2 (получил 21 013 голосов  избирателей, 21,5%), Виктор Васильевич – по партийному списку КПРФ, за который в Республике Алтай проголосовало 25 115 избирателей, 25,9%. Были назначены главами районов Болтухин Н.Я. и Тобоев И.И. Скоропостижно умер Ялбаков А.И., Новоселов Н.А. погиб. По их округам были избраны: Писарев Ф.С., Сазанкин М.М., Кыдатов В.А., Сумин Г.П., Петров В.И. и Стародубцев Н.П.

В данном сборнике представлены статистические данные о всех сессиях Государственного Собрания – Эл Курултай первого – седьмого созывов, о законах, принятых на них, о депутатах Республики Алтай, работающих в Парламенте республики на освобожденной основе.

Надеемся, что материал будет интересен не только депутатскому корпусу и специалистам , изучающим государственное устройство Республики Алтай, но и широкому кругу людей, интересующихся историей нашего региона и становлением парламентаризма Республики Алтай.

В.Ромашкин, депутат ГС - ЭК РА 1-7 созывов, к.ю.н., доцент .


Последние новости

О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Алтай (с 14.06.2024 по 21.06.2024)

Эпидемиологическая обстановка в Республике Алтай за текущую неделю сохранялась стабильной.

В регионе проходит  Третий Международный Алтайский форум

Сегодня, 21 июня, в Большом зале Правительства региона  состоялось открытие пленарного заседания Третьего Международного Алтайского форума «Алтайский вектор евразийской интеграции:

Очередное заседание Избирательной комиссии Республики Алтай

20 июня 2024 года состоялось заседание Избирательной комиссии Республики Алтай, где первым вопросом рассмотрели письменное заявление от Толмачева Василия Николаевича о снятии своей кандидатуры с выборов Главы Республики Алтай,

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *